Правила наказаний

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели (Иммануил Кант)

Правила наказаний

 

Родителям > Консультации > Педагог-психолог > Правила наказаний


 

Правила наказаний

"Меня, маленькую, родители наказывали часто даже из-за пустяка: ставили в угол, лишали прогулки, карманных денег. Конечно, я чувствовала себя униженной, обиженной всеми и никому не нужной. Недавно сама стала мамой. Сыночку пока 10 месяцев. Расскажите, пожалу­й­ста, о наказаниях как методах воспитания."

  

 Основные правила наказаний.

  1. Наказание не должно вредить здоровью. Ни физическому, ни психическому.

  2. Если есть сомнение — не наказывайте. Никакой профилактики, никаких «на всякий случай»!

  3. За один раз — одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество. За всё сразу.

  4. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было! И помните: можно отменять наказания...

  5. Не ругать, не наказывать за проступки спустя месяц, год. Не на­до возвращать к тому состоянию души, в котором был совершен проступок!

  6. Наказан — прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута. О старых грехах ни слова.

  7. Не унижать.

  8. Ребёнок не должен бояться наказания. И, кстати, нашего огорчения тоже. Ибо жуткое наказание — непрерывно знать, что причиняешь боль!

 

 

 Иногда наказание необходимо ребёнку для его душевного спокойс­т­вия как доказательство, что он уже прощён. Некоторые дети ведут себя откровенно вызывающе — к этому их толкает чувство вины (когда-то, может быть, сгоряча пожелал нашей смерти, обманул или подсмотрел запретное, стыдное, ревновал). Ребёнок может провоцировать наказание, когда ему кажется, что родители относятся к нему равнодушно. Малыш как бы говорит: «Ты ко мне равнодушен, я тебе не интересен, я тебе скучен? Добро же! Я заставлю тебя хотя бы ненавидеть меня!»

Как можно и как нельзя


Можно:
стояние в углу, отсидка в спецкресле, совершение какого-либо ритуала: скажем, троекратное пролезание на четвереньках под столом. Тяжкое наказание — вынужденное безделье.
Категорически нельзя: наказывать дополнительными уроками, чтением и прочим, домашней работой — подмести пол, вынести ведро, вымыть туалет.
Так не выражаться!
«Где шлялся, я тебя спрашиваю! Опять с этим тунеядцем!.. Поговори, поговори, лгун несчастный! Бездельники чёртовы...» — так нельзя!

 

 

Ни ребёнка, ни взрослого нельзя наказывать и ругать, когда:

  • болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не совсем оправился после болезни; когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; сразу после физической или душевной травмы;

  • не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание;

  • проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность — короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;

  • внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;

  • сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам; когда испытываем желание хотя бы закурить.

 

 

 
Когда ругаем, надо помнить о внушаемости! Одна из самых нелепых и трагических ошибок: ругая ребёнка (равно и взрослого), утверждаем, что он (она) лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец... Мы внушаем. Ребёнок верит. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу. Если говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет! Ты неисправим! Ненормальный! Самый настоящий предатель! Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чёртовой матери!)», то не удивляйтесь, когда оно так и окажется. Ведь это прямое внушение действует! Ребёнок грубит в ответ, делает назло, издевается... Что ему остаётся, если вынесены такие жуткие оценки? У него две возможности: либо поверить, что он негодный человек, и вести себя соответственно, либо не поверить и начать бороться!

Помните, что, воспитывая ребёнка, вы взяли на себя ответственность соблюдать неприкосновенность личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не — «ты плохой», а — «ты сделал плохо». Не — «ты негодяй», а — «ты поступил жестоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повёл себя...

 

Что действует

Косвенное неодобрение — очень сильный, тонкий и разнообразный метод. Один из вариантов — простое игнорирование. Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как ваш ребёнок, ему или кому-то в его присутствии. Маленькому можно в виде сказки. Или о каком-то своём прошлом проступке, о котором теперь сожалеем, объяснив почему.

Ироническая похвала — один из лучших методов — применима только к взрослым и детям с развитым чувством юмора, то есть к тем, кто способен ответить тем же. Закон неприкосновенности личности — в полной силе. Лучше недошутить, чем перешутить. Годится мягкое подтрунивание, весёлая ирония как постоянный фон отношений.

Опасайтесь двойственности (когда ругаем страшными словами, а в интонациях, в глазах: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, свинью единст­венную, ты же знаешь, что в конце концов тебе всё позволю»). Одна рука гладит, а другая бьёт. Дети у таких родителей — «без тормозов».

 

 

Дата последнего обновления страницы 03.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»