Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели (Иммануил Кант) | |
Правила наказаний |
Родителям > Консультации > Педагог-психолог > Правила наказаний
Правила наказаний
"Меня, маленькую, родители наказывали часто даже из-за пустяка: ставили в угол, лишали прогулки, карманных денег. Конечно, я чувствовала себя униженной, обиженной всеми и никому не нужной. Недавно сама стала мамой. Сыночку пока 10 месяцев. Расскажите, пожалуйста, о наказаниях как методах воспитания." |
|
Основные правила наказаний.
-
Наказание не должно вредить здоровью. Ни физическому, ни психическому.
-
Если есть сомнение — не наказывайте. Никакой профилактики, никаких «на всякий случай»!
-
За один раз — одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество. За всё сразу.
-
Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было! И помните: можно отменять наказания...
-
Не ругать, не наказывать за проступки спустя месяц, год. Не надо возвращать к тому состоянию души, в котором был совершен проступок!
-
Наказан — прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута. О старых грехах ни слова.
-
Не унижать.
-
Ребёнок не должен бояться наказания. И, кстати, нашего огорчения тоже. Ибо жуткое наказание — непрерывно знать, что причиняешь боль!
|
Иногда наказание необходимо ребёнку для его душевного спокойствия как доказательство, что он уже прощён. Некоторые дети ведут себя откровенно вызывающе — к этому их толкает чувство вины (когда-то, может быть, сгоряча пожелал нашей смерти, обманул или подсмотрел запретное, стыдное, ревновал). Ребёнок может провоцировать наказание, когда ему кажется, что родители относятся к нему равнодушно. Малыш как бы говорит: «Ты ко мне равнодушен, я тебе не интересен, я тебе скучен? Добро же! Я заставлю тебя хотя бы ненавидеть меня!» |
Как можно и как нельзя
Можно: стояние в углу, отсидка в спецкресле, совершение какого-либо ритуала: скажем, троекратное пролезание на четвереньках под столом. Тяжкое наказание — вынужденное безделье. Категорически нельзя: наказывать дополнительными уроками, чтением и прочим, домашней работой — подмести пол, вынести ведро, вымыть туалет. Так не выражаться! «Где шлялся, я тебя спрашиваю! Опять с этим тунеядцем!.. Поговори, поговори, лгун несчастный! Бездельники чёртовы...» — так нельзя! |
|
Ни ребёнка, ни взрослого нельзя наказывать и ругать, когда:
-
болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не совсем оправился после болезни; когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; сразу после физической или душевной травмы;
-
не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание;
-
проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность — короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;
-
внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
-
сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам; когда испытываем желание хотя бы закурить.
|
Когда ругаем, надо помнить о внушаемости! Одна из самых нелепых и трагических ошибок: ругая ребёнка (равно и взрослого), утверждаем, что он (она) лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец... Мы внушаем. Ребёнок верит. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу. Если говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет! Ты неисправим! Ненормальный! Самый настоящий предатель! Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чёртовой матери!)», то не удивляйтесь, когда оно так и окажется. Ведь это прямое внушение действует! Ребёнок грубит в ответ, делает назло, издевается... Что ему остаётся, если вынесены такие жуткие оценки? У него две возможности: либо поверить, что он негодный человек, и вести себя соответственно, либо не поверить и начать бороться! |
Помните, что, воспитывая ребёнка, вы взяли на себя ответственность соблюдать неприкосновенность личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не — «ты плохой», а — «ты сделал плохо». Не — «ты негодяй», а — «ты поступил жестоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повёл себя...
Что действует
Косвенное неодобрение — очень сильный, тонкий и разнообразный метод. Один из вариантов — простое игнорирование. Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как ваш ребёнок, ему или кому-то в его присутствии. Маленькому можно в виде сказки. Или о каком-то своём прошлом проступке, о котором теперь сожалеем, объяснив почему.
Ироническая похвала — один из лучших методов — применима только к взрослым и детям с развитым чувством юмора, то есть к тем, кто способен ответить тем же. Закон неприкосновенности личности — в полной силе. Лучше недошутить, чем перешутить. Годится мягкое подтрунивание, весёлая ирония как постоянный фон отношений.
Опасайтесь двойственности (когда ругаем страшными словами, а в интонациях, в глазах: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, свинью единственную, ты же знаешь, что в конце концов тебе всё позволю»). Одна рука гладит, а другая бьёт. Дети у таких родителей — «без тормозов».
|
|
|
|