Возрастные кризисы

Жизнь делится на три части: когда ты веришь в Санта-Клауса, когда ты не веришь в Санта-Клауса и когда ты уже сам Санта-Клаус (Боб Филлипс)

Возрастные кризисы

 

Родителям > Консультации > Педагог-психолог > Возрастные кризисы


 

Возрастные кризисы

 

Возрастные кризисы — условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Кризисы возраста сопровождают человека на протяжении всей жизни. И психическое развитие ребенка осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом. Большинство специалистов выделяют несколько значимых детских возрастных кризисов, о которых мы и поговорим.

Кризис становления

 

Кризис первого года определяет переход от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходь­бы, речи и воли. У ребенка в этом возрасте возникают первые акты протеста и противопоставления себя другим. Реакции иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании: часто ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, начинает громко кричать, отказывается ходить или ложится и бьет ногами об пол. Начинается такой период обычно к концу первого года, а заканчивается на втором году жизни, и в это время ребенок учится слушать и договариваться. На этом этапе важна ваша любовь и поддержка, позиция, когда мы, родители, добры, но вместе с тем и тверды в вопросах договора.

Я сам!

Кризис 3 лет — осознание собственного «Я». Позднее этот кризис повторится на новом витке с новыми целями — в период подросткового возраста. До 3 лет ребенок ощущает себя с мамой единым целым: он отделен физически, но не психологически от окружающих его людей. На пороге трехлетия ребенок вдруг понимает, что мама — это один человек, а он сам — совершенно другой. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим, к авторитету матери и отца. Он начинает стремиться к самостоятельности. В этом возрасте чаще всего можно услышать от детей «я сам», «пусти» и т.п. В качестве отличительного признака этого возрастного кризиса выступает признак непослушания: ребенок не делает что-то именно потому, что его об этом попросили. Родителям следует предоставить маленькому человечку ту самостоятельность, к которой он стремится. Естественно, под неусыпным контролем.

  

Перед школой

 

 Кризис 6-7 лет — соединительное звено дошкольного и школьного возраста. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, проявляют упрямство. Сначала в реакции ребенка возникает пауза, затем может последовать спор и открытое нарушение установленного правила. Для ребенка в этот период внезапно ставится под сомнение все осмысленное до того существование: «Зачем? Почему? Как?». Ребенок младшего возраста, нарушая правило, как бы обращается к нам с такими вопросами. Характерен этот возраст и потерей непосредственности, что означает привнесение интеллектуального момента в поступки ребенка: его эмоции, переживания становятся все более и более осмысленными, а не рефлекторными.

За порогом детства 

Последний возрастной кризис детства кризис 13 лет, переход к подростковому возрасту. Входя в новый возрастной  этап, ребенок присваивает новые для себя характерные данному возрасту способности. Культурная форма этих способностей непонятна ребенку, поэтому взрослый адаптирует эти формы, организуя так называемые «образовательные пространства» — игру или учение — все то, что позволяет ребенку приобщиться к культурным формам действий или переживаний. Но самое главное ребенок должен самостоятельно обнаруживать новое пространство, захотеть войти в него, попробовать себя в роли взрослого.

  

Дорогой добра

Подводя итог сказанному, можно сделать такой вывод: с возрастными кризисами ребенка не следует бороться, тем более что это абсолютно бессмысленно. Их необходимо культурно организовывать. На этапах возрастных кризисов происходит коренная смена всей социальной ситуации развития ребенка и формирование нового типа отношений со взрослыми. Именно в этот период у ребенка возникает интерес к собственному «Я», к его изменению, и именно в это время не согласуются «Я» реальное и потенциальное. Понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски, хотя нередко кризисы сопровождаются проявлением отрицательных черт поведения: упрямством и конфликтностью в общении, в школьные годы в рамках возрастного кризиса у детей наблюдается падение успеваемости, ослабление интереса к учебе, снижение работоспособности. На остроту протекания возрастных кризисов оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка.

В этой ситуации взрослые должны понимать, что возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития ребенка и от них, родителей, требуется понимание и терпение. Необходимо согласовывать стиль поведения со всеми членами семьи, постараться объяснять, проговаривать и мотивировать все свои указания и запреты. Хорошо бы давать ребенку возможность самостоятельно выполнять задания, чтобы он почувствовал свою автономность, а также поощрять его инициативу. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них. При этом следует укреплять уверенность ребенка в своих силах. Помните, что именно понимание происходящих с ребенком перемен может значительно смягчить протекание кризиса.

  

 

Дата последнего обновления страницы 03.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»